Партитуры и ноты
Четверг, 25.04.2024, 15:58
Меню сайта
Категории
Духовой оркестр. [10]
Вход на сайт
Поиск по сайту
Новинки

Ханкок Х. - "Watermelon Man".

Сандовал А. - "Rhithm Of Our World".

Роджерс Р. - "Голубая луна".

Новак Дж. - "Good Times".

Кейси К. - "Милая Джорджия Браун".

Богословский Н. - "Спят курганы тёмные".

Берлин И. - "Дорога на Риц".

Артемьев Э. - "Говори".

Чешская народная песня - "Танцуй, танцуй".

Шаинский В. - "Песенка крокодила Гены" из мультфильма "Чебурашка".

Щекотов Ю. - "Сибирская полечка".

Александров Б. - "Песня объединённых наций".

Ёлкин А. - "Фанфара".

Кадеев Д. - "Фанфара "С Рождеством!".

Юрковец В. - "Фанфара - Приветствие".

С. Буймистр - "Фанфара "Ёлка - Jazz".

С. Буймистр - "Фанфара".

Р. Штраус - "Фанфара "Заратустра 2000".

Г. Барсуков - "Фанфара".

Б. Чудаков - "Фанфара "Беларусь".

Главная » Статьи » Духовой оркестр » Духовой оркестр.

Туба

Ту́ба (итал. из латинского tuba — «труба», англ. tuba, нем. Tuba, фр. tube) — широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром в нижнем регистре, плотным и насыщенным в среднем диапазоне, а так же мягким и певучим тембром в верхнем. Используется в основном в симфоническом и духовом оркестрах, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Все чаще используется в джазовой, а так же камерной музыке.

История создания и развития тубы.

Туба имеет большие размеры. Её трубка вдвое длиннее трубки тенорового тромбона. Во время игры музыкант держит инструмент перед собой, на слегка раздвинутых коленях. Желательно не допускать наклона раструба и направлять его строго вверх, ввиду акустических особенностей инструмента. Расход воздуха на тубе огромен: иногда, особенно в forte в низком регистре, музыкант вынужден менять дыхание практически на каждом звуке.

Имеет от трех до семивентилей.Примерный диапазон контрабасовой тубы (партитурное название) или у исполнителей тубы in B и in C (конкретного и чётко обозначенного диапазона туба, как и все медные, не имеет) — от С1 (до контроктавы) до f1 (фа первой октавы). Так же широкое применение имеют тубы в строе Es и F, на которых к применимому диапазону добавляется еще одна октава вверх, а так же ввиду тембральных характеристик - на этих инструментах чаще всего исполняются сольные произведения.

Тубы контрабасовая in B и басовая in Es — нетранспонирующие инструменты, поэтому ноты для неё пишутся в басовом ключе соответственно действительному звучанию и со знаками в ключе. В западной традиции присутствует практика записи нот для туб некоторых строев с транспонированием, иногда даже в скрипичном ключе.

На сегодняшний день используется тубы четырёх строев: контрабасовые in B, in C, и басовые in Es, in F . Тубы трех последних строев почти не используются в России и Восточной Европе, и почти весь репертуар исполняется на тубе in B. На Западе это считается «варварством» — оставлять из семейства из 4 инструментов только один. Туба in Es в странах бывшего Советского Союза считается непрофессиональной (или даже учебной) и в симфоническом оркестре не используется, но занимает важное место в духовых оркестрах. Но во многих других странах играет роль сольного инструмента, наравне с тубой in F.

Верхний регистр инструмента звучит певуче и мягко, немного похож на [[валторна|валторновый]. В случае использования контрабасовых инструментов (in B, in C) верхний регистр звучит слегка сдавленно. Этот регистр представляет собой большую сложность в исполнении и требует полноценных ежедневных тренировок. У многих исполнителей исполнение нот крайнего верхнего регистра затруднено, но очень часто прекрасный нижний регистр компенсирует этот недостаток.

Техника игры на тубе.

В симфоническом оркестре применяется, как правило, одна, реже две или три тубы. Туба обычно играет роль баса в группе медных инструментов. В партитуре партия тубы пишется ниже других инструментов этой группы, часто на одной строчке с партией третьего тромбона.

Благодаря механизму вентилей или помп, туба является достаточно технически подвижным инструментом (что не относится, однако, к самым крайним регистрам), однако в быстрых гаммообразных диатонических и хроматических пассажах, а также в арпеджио интонация тубы становится невнятной (в случае применения контрабасовой тубы в строе си-бемоль), но в случае применения сольной тубы F - технические и интонационные возможности значительно возрастают.

На тубе применяются вентильные трели, кроме того, возможно извлечь несколько трелей губами в верхнем регистре.

Из-за довольно внушительного веса инструмента исполнители довольно редко играют стоя, используя при этом поддерживающий ремень или, иногда, и целую систему из них, а так же различного рода подставки. Обычно игра на тубе стоя — вынужденная мера, вызванная тем, что оркестр играет в движении (на марше). В прочих ситуациях, когда оркестр играет стоя, не редки случаи, когда тубисты остаются сидеть: поскольку они обычно размещаются в самом дальнем ряду оркестра — это не портит внешний вид оркестра по фронту. Но в случае сольной игры, тубисты часто исполняют стоя, что позволяет чувствовать себя на сцене более свободно.

Для тубы созданы разнообразные сурдины. Но из-за «молчаливого протеста», что исполнителям приходится носить и без того нелёгкий инструмент, музыканты, в своём большинстве, бойкотируют использование сурдин. На самом деле из-за очень широкого раструба сурдины малоэффективны на тубе и их отсутствие не большая потеря для тубы.

Репертуар тубы.

Сольные произведения.

Ральф Воан-Уильямс — Концерт для тубы с оркестром;
Отто Шмидт — Концерт для тубы с оркестром;
Пауль Хиндемит — Соната для тубы и фортепиано;
Алексей Лебедев — Концерт для тубы и фортепиано.

Соло в оркестре.

Модест Мусоргский — Морис Равель. «Картинки с выставки», часть IV «Быдло»;
Джордж Гершвин — «Американец в Париже»;
Густав Малер — Симфония № 1
Игорь Стравинский — балет «Петрушка»;
Альфред Шнитке — «Гоголь-сюита», часть IV «Бал»;я илья
Сергей Слонимский — Симфония № 9.
Густав Холст — Сюита «Планеты», Оп.32, Марс — бог войны.

Интересные факты.

Незнайка, герой Носова, во всех мультипликационных фильмах изображается играющим на тубе.
Туба - самое последнее пополнение классического состава симфонического оркестра. С введением этого инструмента завершилось формирование симфонического оркестра.

Категория: Духовой оркестр. | Добавил: Mnogonot (11.06.2013)
Просмотров: 4275 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Топ партитур

Э. Артемьев - "Мелодия из к/ф "Свой среди чужих, чужой среди своих"

Дж. Ласт - "Одинокий пастух".

Ж. Косма - "Опавшие листья".

Е. Дога - "Вальс из к/ф "Мой ласковый и нежный зверь"

З. Жиро - "Под небом Парижа".

Хрестоматия для саксофона-альта. Пьесы и ансамбли.

М. Albert - "Feelings".

Н. Рота - "Мелодия из к/ф "Крестный отец".

И. Лученок - "Майский вальс"

Louis Prima - "Sing, sing, sing"

А. Петров - Парафраз на темы из музыки к к/ф "Человек амфибия"

Ф. Лэй - "История любви".

Г. Манчини - "Розовая пантера"

Д. Шостакович - "Вальс №2"

А. Хачатурян - "Вальс из музыки к драме М. Ю. Лермантова "Маскарад"

Ханкок Х. - "Watermelon Man".

М. Леграна - "Мелодия из к/ф "Шербургские зонтики"

И. Дунаевский - "Выходной марш из кинофильма ''Цирк''.

Д. Кадеев - "Встречный марш для выноса Боевого Знамени".

Ф.Шуберт - "Аве Мария".

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сегодня нас посетили:
    Copyright MnogoNot © 2024