Ту́ба (итал. из латинского tuba — «труба», англ. tuba, нем. Tuba, фр. tube) — широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром в нижнем регистре, плотным и насыщенным в среднем диапазоне, а так же мягким и певучим тембром в верхнем. Используется в основном в симфоническом и духовом оркестрах, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Все чаще используется в джазовой, а так же камерной музыке.
История создания и развития тубы.
Туба имеет большие размеры. Её трубка вдвое длиннее трубки тенорового тромбона. Во время игры музыкант держит инструмент перед собой, на слегка раздвинутых коленях. Желательно не допускать наклона раструба и направлять его строго вверх, ввиду акустических особенностей инструмента. Расход воздуха на тубе огромен: иногда, особенно в forte в низком регистре, музыкант вынужден менять дыхание практически на каждом звуке. Имеет от трех до семивентилей.Примерный диапазон контрабасовой тубы (партитурное название) или у исполнителей тубы in B и in C (конкретного и чётко обозначенного диапазона туба, как и все медные, не имеет) — от С1 (до контроктавы) до f1 (фа первой октавы). Так же широкое применение имеют тубы в строе Es и F, на которых к применимому диапазону добавляется еще одна октава вверх, а так же ввиду тембральных характеристик - на этих инструментах чаще всего исполняются сольные произведения. Тубы контрабасовая in B и басовая in Es — нетранспонирующие инструменты, поэтому ноты для неё пишутся в басовом ключе соответственно действительному звучанию и со знаками в ключе. В западной традиции присутствует практика записи нот для туб некоторых строев с транспонированием, иногда даже в скрипичном ключе. На сегодняшний день используется тубы четырёх строев: контрабасовые in B, in C, и басовые in Es, in F . Тубы трех последних строев почти не используются в России и Восточной Европе, и почти весь репертуар исполняется на тубе in B. На Западе это считается «варварством» — оставлять из семейства из 4 инструментов только один. Туба in Es в странах бывшего Советского Союза считается непрофессиональной (или даже учебной) и в симфоническом оркестре не используется, но занимает важное место в духовых оркестрах. Но во многих других странах играет роль сольного инструмента, наравне с тубой in F.
Верхний регистр инструмента звучит певуче и мягко, немного похож на [[валторна|валторновый]. В случае использования контрабасовых инструментов (in B, in C) верхний регистр звучит слегка сдавленно. Этот регистр представляет собой большую сложность в исполнении и требует полноценных ежедневных тренировок. У многих исполнителей исполнение нот крайнего верхнего регистра затруднено, но очень часто прекрасный нижний регистр компенсирует этот недостаток.
Техника игры на тубе.
В симфоническом оркестре применяется, как правило, одна, реже две или три тубы. Туба обычно играет роль баса в группе медных инструментов. В партитуре партия тубы пишется ниже других инструментов этой группы, часто на одной строчке с партией третьего тромбона.
Благодаря механизму вентилей или помп, туба является достаточно технически подвижным инструментом (что не относится, однако, к самым крайним регистрам), однако в быстрых гаммообразных диатонических и хроматических пассажах, а также в арпеджио интонация тубы становится невнятной (в случае применения контрабасовой тубы в строе си-бемоль), но в случае применения сольной тубы F - технические и интонационные возможности значительно возрастают.
На тубе применяются вентильные трели, кроме того, возможно извлечь несколько трелей губами в верхнем регистре.
Из-за довольно внушительного веса инструмента исполнители довольно редко играют стоя, используя при этом поддерживающий ремень или, иногда, и целую систему из них, а так же различного рода подставки. Обычно игра на тубе стоя — вынужденная мера, вызванная тем, что оркестр играет в движении (на марше). В прочих ситуациях, когда оркестр играет стоя, не редки случаи, когда тубисты остаются сидеть: поскольку они обычно размещаются в самом дальнем ряду оркестра — это не портит внешний вид оркестра по фронту. Но в случае сольной игры, тубисты часто исполняют стоя, что позволяет чувствовать себя на сцене более свободно.
Для тубы созданы разнообразные сурдины. Но из-за «молчаливого протеста», что исполнителям приходится носить и без того нелёгкий инструмент, музыканты, в своём большинстве, бойкотируют использование сурдин. На самом деле из-за очень широкого раструба сурдины малоэффективны на тубе и их отсутствие не большая потеря для тубы.
Репертуар тубы.
Сольные произведения.
Ральф Воан-Уильямс — Концерт для тубы с оркестром; Отто Шмидт — Концерт для тубы с оркестром; Пауль Хиндемит — Соната для тубы и фортепиано; Алексей Лебедев — Концерт для тубы и фортепиано.
Соло в оркестре.
Модест Мусоргский — Морис Равель. «Картинки с выставки», часть IV «Быдло»; Джордж Гершвин — «Американец в Париже»; Густав Малер — Симфония № 1 Игорь Стравинский — балет «Петрушка»; Альфред Шнитке — «Гоголь-сюита», часть IV «Бал»;я илья Сергей Слонимский — Симфония № 9. Густав Холст — Сюита «Планеты», Оп.32, Марс — бог войны.
Интересные факты.
Незнайка, герой Носова, во всех мультипликационных фильмах изображается играющим на тубе. Туба - самое последнее пополнение классического состава симфонического оркестра. С введением этого инструмента завершилось формирование симфонического оркестра.
|