Валто́рна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno, англ. French horn, фр. cor ; иногда ошибочно переводится с английского языка как «французский рожок») — медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до f² ( фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом — на кварту ниже действительного звучания (ранее нотировались без ключевых знаков). Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и верхнем.Связи с чем инструмент может хорошо передавать грустное и торжественное настроение. Среди приемов изменения звука - закрытые звуки (рука заслоняет раструб будто шляпой, звук понижается на полтона - прием использовался в старину для придания хроматизмов натуральной валторне) - на пиано звук нежный, приглушенный, на форте хриплый, рычащий. Застопоренные звуки (рука кулаком вводится в раструб наподобие груши, звук повышается на полтона, прием так же использовался для придания хроматизмов натуральной валторне) - звук на пиано звенящий, напряженно-тревожный, на форте режущий, трескучий звук (применяется в драматических эпизодах). Игра раструбом вверх делает тембр валторны громче и придает патетический характер музыке.
Валторну можно услышать в первых тактах Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Петра Ильича Чайковского, в Первой СимфонииГустава Малера (1 часть, с 32 такта), соло в первых тактах 2й части Пятой Симфонии Чайковского и др.
Техника игры на валторне. Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).
Известные валторнисты.
Йозеф Игнац Лейтгеб (Австрия, 1732—1811) Ян Денисович Тамм (Россия, Эстония, 1874—1933) Антон Иванович Усов (Россия, 1895—1981) Михаил Николаевич Буяновский (Россия, 1891—1966) и его сын Виталий Михайлович Буяновский (Россия, 1928—1993) Валерий Владимирович Полех (Россия, 1918—2006) Деннис Брейн (Великобритания, 1921—1957) Герман Бауманн (Германия) Петер Дамм (Германия) Анатолий Сергеевич Дёмин (Россия, 1932—2013) Баборак Радек (Чехия)
Наиболее известные произведения для валторны.
Вольфганг Амадей Моцарт: Концерт для валторны с оркестром № 1 Ре мажор K. 412 (1791) Концерт для валторны с оркестром № 2 Ми-бемоль мажор K. 417 Концерт для валторны с оркестром № 3 Ми-бемоль мажор K. 447 Концерт для валторны с оркестром № 4 Ми-бемоль мажор K. 495
Рейнгольд Глиэр: Концерт для валторны с оркестром Си-бемоль мажор, соч. 91
Рихард Штраус: Концерт для валторны с оркестром № 1 Ми-бемоль мажор, соч. 11 Концерт для валторны с оркестром № 2 Ми-бемоль мажор, соч. 132
Интересные факты.
Суммарная длина трубок составляет около 3.5 м. На одном только мундштуке можно сыграть гамму. На валторне на любительском уровне играют шотландский актёр Юэн Макгрегор, американский телеведущий Джон Стюарт и бас-гитарист рок-группы The Who Джон Энтвистл.
|