ДУХОВОЙ ОРКЕСТР - группа исполнителей на духовых и ударных инструментах. Использовался в армиях многих стран мира с древнейших времен, в его состав входили трубы, различные язычковые инструменты и ударные. Современный духовой оркестр, в отличие от военного, обрел нынешний вид сравнительно недавно. В 16 и 17 вв. во многих немецких городах возникли должности т.н. башенных музыкантов – тромбонистов и корнетистов, которые трубили каждый час с церковных башен и в установленное время исполняли хоралы. Из этих небольших групп, по-видимому, и складывались первые городские оркестры, которые в дальнейшем слились с военными оркестрами.
Духовые инструментыпо способу извлечения звука подразделяются на три основные группы:
1). Лабиальные ( свистящие ) - инструменты с губным отверстием - флейта, флейта - пикколо.
2). Язычковые - гобой, английский рожок, фагот, ( с двойным язычком - тростью ) и кларнет, саксофон ( с одним язычком).
3). Амбушюрные - корнет, альт, тенор, баритон, бас, труба, валторна, тромбон.
Амбушюром - называется совокупность мышц лица, управляющих губами при извлечении звука на всех духовых инструментах.
По своему происхождению амбушюрные инструменты делятся на основную группу медных инструментов ( корнет, альт, тенор, баритон, бас) и группу характерных медных инструментов ( труба, валторна, тромбон ).
Основная группа медных духовых инструментов произошла от сигнального рожка, который отличался широкой конической мензурой. Сигнальные рожки обладали густым и мягким звуком и отличались от характерного звучания валторны, трубы и тромбонов. Сначала сигнальным рожкам сделали голосовые отверстия с клапанами ( вторая половина 18 - го века ). Однако клапанный механизм просуществовал недолго, так как инструменты недостаточно чисто интонировали. В первой четверти 19 - го века к рожкам был применён вентильно - пистонный механизм. Были изобретены 1 -й и 2 - й вентили, но они не давали возможности воспроизводить хроматический звукоряд. И только с появлением 3 - го вентиля рожки стали полностью хроматическими. В Германии, Австрии и некоторых других странах юго - западной Европы применялись иные системы рожков - бюгельгорны и флюгельгорны - инструменты с очень широкой мензурой.
Во Франции, Бельгии в 40 - х годах 19 - го века большое распространение получили инструменты конструкции А. Сакса, сделанные на базе усовершенствования сигнальных рожков - бюгельгорнов и получившие название по имени изобретателя - саксгорны. Особенность конструкций саксгорнов заключается в том, что все инструменты этой группы имеют между собой сходство в мензуре, во внешнем виде и снабжены пистонным механизмом. В результате усовершенствования хроматических рожков различных конструкций было создано единое семейство инструментов, составивших основную группу медных духовых инструментов.
|