|
В категории материалов: 77 Показано материалов: 46-60 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
В 1790 году в одном из
парижских домов на пятом этаже жил некий депутат Национального собрания, друг
Джованни Баттиста Виотти. Знаменитый скрипач согласился дать у него на дому
концерт. Аристократы жили тогда сключительно в нижних этажах зданий. Когда
Виотти узнал, что на его концерт приглашено несколько аристократов и
великосветских дам, он сказал:
-- Довольно мы опускались
до них, пусть они теперь поднимутся до нас! |
У Гайдна было много
завистников среди посредственных композиторов. Один из них решил завербовать
себе в союзники... Моцарта. Он пригласил великого композитора на концерт, в
котором исполнялся гайдновский квартет, и во время исполнения возмущенно сказал
Моцарту:
-- Я бы так никогда не
написал.
-- Я тоже,-- живо отозвался
Моцарт,-- и знаете почему? Ни вам, ни мне эти прелестные мелодии никогда не
пришли бы в голову. |
Один юноша спросил Моцарта,
как писать симфонии.
-- Вы еще слишком молоды.
Почему бы вам не начать с баллад? -- сказал композитор.
Юноша возразил:
-- Но ведь вы же начали
писать симфонии, когда вам еще не исполнилось десяти лет!
-- Да,-- ответил Моцарт,--
но я никого не расспрашивал, как их следует писать! |
Однажды знатный
зальцбургский сановник решил побеседовать с юным Моцартом, который к тому
времени уже приобрел мировую славу.
Как обратиться к мальчику?
-- вот что смущало вельможу. Сказать Моцарту "ты" -- неудобно,
слишком велика его слава, сказать "вы" -- слишком много чести для
юнца.
Но вот выход найден:
-- Мы были во Франции и
Англии? Мы имели большой успех? -- спросил сановник.
-- Но я вас, кажется, нигде
никогда не встречал, кроме Зальцбурга! -- прервал его простодушный Вольфганг. |
Когда юный Моцарт в семилетнем
возрасте давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет
четырнадцати.
-- Как замечательно ты
играешь! Мне никогда так не научиться.
-- Отчего же? Ты ведь
совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
-- Да я пишу... Стихи...
-- Это ведь тоже очень
интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
-- Отчего же, совсем легко.
Ты попробуй...
Собеседником Вольфганга
Моцарта был Вольфганг Гете. |
Эрцгерцогиня Мария
Антуанетта водила маленького Моцарта, будущего композитора, по венскому дворцу.
Мальчик поскользнулся на паркетном попу и упал. Эрцгерцогиня поспешила поднять
его.
-- Вы очень добры,-- сказал
ей юный музыкант,-- я на вас женюсь.
Мария Антуанетта передала
слова Моцарта своей матери.
-- Почему ты хочешь
жениться на ее высочестве? -- спросила императрица.
-- Из благодарности,--
ответил Моцарт. |
Однажды Гайдн дирижировал
оркестром в Лондоне. Ему было известно, что многие англичане порой ходят на
концерты не столько ради удовольствия, послушать музыку, сколько по традиции.
Некоторые лондонские завсегдатаи концертных залов приобрели привычку засыпать в
своих удобных креслах во время исполнения.
Гайдну пришлось убедиться,
что и для него не сделано исключения. Это обстоятельство весьма раздосадовало
композитора, и он решил отомстить равнодушным слушателям.
Месть была остроумной.
Специально для лондонцев Гайдн написал новую симфонию.
В самый критический момент,
когда часть публики начала клевать носом, раздался громоподобный удар большого
барабана. И каждый раз, едва слушатели успокаивались и вновь располагались ко
сну, раздавался барабанный бой.
С тех пор эта симфония
носит название "Симфония с ударами литавр" или "Сюрприз". |
Однажды Гайдн, к немалому
своему удивлению, увидел у себя в доме гостя -- мясника, который оказался
любителем и знатоком его произведений.
-- Маэстро,-- мясник
почтительно снял шляпу,-- на днях свадьба моей дочери. Напишите мне новенький
красивый менуэт. К кому же мне обратиться с такой важной просьбой, как не к
прославленному Гаидну?
Гайдн согласился и пообещал
через день сочинить менуэт. В назначенный срок мясник явился и получил
драгоценный подарок.
Через несколько дней Гайдн
услышал оглушительные звуки, в которых он с трудом узнал мелодию своего
менуэта.
Подойдя к окну, он увидел у
своего крыльца великолепного быка с позолоченными рогами, счастливого мясника с
дочерью и зятем и целый оркестр странствующих музыкантов. Мясник сделал шаг
вперед и произнес с чувством:
-- Сударь, мне думается,
что лучшим выражением признательности за прекрасный менуэт со стороны мясника
может быть только лучший из его быков.
С тех пор этот до-мажорный
менуэт Гайдна стал называться "Менуэтом быка". |
К старому венскому
капельмейстеру явился молодой человек и, протянув конверт с рекомендательным
письмом от своего первого учителя музыки, застенчиво попросил обучить его
контрапункту.
Распечатав конверт,
капельмейстер прочитал: "Податель сего пустой фантазер, который помешался
на том, что может сделать переворот в музыке. У него вовсе нет таланта, и он,
конечно, за всю свою жизнь не сочинит ничего порядочного.
Имя его Йозеф Гайдн". |
Бомарше, прекрасно игравший
на арфе, был приглашен однажды ко двору французской королевы. К величайшей
зависти придворных, во время исполнения он, естественно, сидел на табурете, в
то время как никто из вельмож никогда еще не удостаивался чести сидеть в
присутствии королевы.
Один из этих
"государственных мужей", знавший о том, что отец Бомарше -- часовых
дел мастер, спросил с явным вызовом:
-- Скажите, господин
Бомарше, сколько могут стоить эти часы?
Бомарше взял протянутые ему
часы, поднес их к глазам и... вдруг выронил из рук. Осколки брызнули во все
стороны.
-- Вы плохо воспитаны,
любезный,-- с нескрываемой досадой процедил вельможа.
-- Думаю, что в эту минуту мы с вами испытываем одинаковое сожаление от
того, что мой отец не передал мне своего опыта,-- спокойно ответил Бомарше. |
Знаменитая итальянская
певица Катерина Габриелли запросила у Екатерины II пять тысяч дукатов за два
месяца выступлений в Петербурге.
-- Я своим фельдмаршалам
плачу' меньше,-- запротестовала императрица.
-- Отлично, ваше
императорское величество,-- отпарировала Габриелли,-- пусть ваши фельдмаршалы
вам и поют.
Императрица уплатила ей
пять тысяч дукатов. |
Один богатый и знатный
вельможа написал оперу и показал ее Христофору Виллибальду Глюку.
-- Ну, что ж, сударь,--
сказал Глюк, ознакомившись с партитурой,-- опера недурна, но для того, чтобы
она была совершенной, вам недостает бедности. |
Вскоре после кончины
Людовика XV его преемник, наскучив каким-то концертом, приказал кончить его
раньше положенного времени и объявил: "Хватит с нас музыки!"
Оркестранты узнали о его словах, и один из них шепнул соседу: "Друг мой,
каким ужасным будет новое царствование!" И он не ошибся. |
Итальянский композитор
Джованни Баттиста Перголези, автор знаменитой "Стабат матер", прожил
всего двадцать шесть лет в бедности и лишениях. Когда посетители композитора
удивлялись, что он, волшебник звуков, ютится в убогом деревянном домишке и не
построит себе нового дома, Перголези пояснял:
-- Видите ли, звуки, из
которых создается моя музыка, дешевле и доступнее, чем камни, необходимые для
постройки дома! И потом -- кто знает? -- быть может, мои строения окажутся
долговечнее? |
Чешский композитор
Франтишек Бонда -- добрый и очень благожелательный человек, узнав однажды о
приезде в город молодого неизвестного и, разумеется, бедного композитора,
отправился к нему домой и, не застав хозяина, оставил на двери надпись:
"Господин артист, прошу вас покорно завтра прийти ко мне обедать".
Композитор не заставил себя ждать -- знакомство состоялось. Бенда был весьма
удивлен, когда и на следующий день он увидел за своим обеденным столом молодого
неудачника... Так продолжалось две недели подряд, пока Бенда не спросил,
добродушно посмеиваясь:
-- Для меня чрезвычайно
приятны ваши постоянные посещения, сударь, но я несколько удивлен тем, что вы
позволяете их себе без всяких приглашений с моей стороны.
-- Вы должны понять меня, милостивый государь,-- возразил гость. --
Каждый день, возвращаясь к себе домой, я читаю на двери приглашение,
начертанное вашей благородной рукой. Я не могу стереть его, потому что
сохраняю, как драгоценный автограф. Так же не могу я не появиться в вашем доме
к обеду: приглашение такого высокого и уважаемого лица -- закон для бедного
музыканта. |
|
|